Казанцева Юлия Игоревна
Адвокат по медицинским вопросам

Судебные медико-социальные экспертизы. Правовые проблемы: лицензирование, назначение экспертиз негосударственным учреждениям.

Авторы

Светлана Григорьевна Данилова,

д-р мед. наук, врач-невролог высшей квалификационной категории, действительный член академии медико-технических наук, независимый эксперт по вопросам медико-социальной экспертизы, г. Новосибирск

Юлия Игоревна Казанцева,

адвокат, член Адвокатской Палаты Новосибирской области, партнер ООО «Межрегиональный центр независимой медико-социальной экспертизы», г. Новосибирск

 Проблема 

Отсутствие лицензии по медико-социальной экспертизе в негосударственных учреждениях, занимающихся судебной медико-социальной экспертизой влечет отказ назначения судами проведения Судебной медико-социальной экспертизы в данных учреждениях

Чем грозит

        Неправомерный отказ назначения судами проведения Судебной медико-социальной экспертизы в негосударственных учреждениях, занимающихся судебной медико-социальной экспертизой, влечет нарушение конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ), а также согласно ст. 12 ГПК РФ, обязании суда по каждому делу обеспечивать равенство прав участников судебного разбирательства по представлению и исследованию доказательств и заявлению ходатайств.

 

Как избежать

        Назначение судами проведения Судебной медико-социальной экспертизы негосударственному учреждению, не осуществляющему функции учреждения МСЭ,  а занимающемуся только Судебной медико-социальной экспертизой по материалам гражданских дел и не подлежащему лицензированию, либо конкретному эксперту (экспертам), обладающему специальными познаниями в области медико-социальной экспертизы, имеющему сертификат по медико-социальной экспертизе.

_______________________________________

Ситуация

        Больной К., 52 года, по профессии электросварщик 6 разряда, был направлен 10.04.2014 г. на МСЭ с диагнозом: «Неправильно сросшийся перелом костей правой голени в с/з с варусной деформацией голени, посттравматический  остеоартроз правого голеностопного сустава I-II степени. Сгибательная контрактура  правого коленного сустава. НФС I степени. Ложный сустав внутренней лодыжки левой большеберцовой кости,  сросшийся перелом малоберцовой кости в н/з. Посттравматический остеоартроз левого голеностопного сустава II – III степени, выраженный болевой синдром. НФС II степени. Нейропатия общего малоберцового нерва с обеих сторон с выраженным нарушением функции слева и умеренным справа. Умеренно выраженные нарушения статодинамической функции». Специалисты МСЭ пришли к выводу, что у больного незначительные нарушения статодинамической функции организма[i], которые, в свою очередь, не ограничивают ни одну из категорий жизнедеятельности. По решению бюро МСЭ К. инвалидом не признан. К. обжаловал решение бюро МСЭ в Главном бюро региона, в Федеральном бюро МСЭ, которые в свою очередь подтвердили решение первичного бюро. При обращении в суд  с иском к данным учреждениям МСЭ, К. ходатайствовал перед судом о назначении судебной медико-социальной экспертизы в негосударственном учреждении, мотивируя свое ходатайство тем, что все Главные бюро МСЭ субъектов РФ непосредственно подчиняются Федеральному бюро МСЭ, в то время как в силу требований ч.1 ст.18 ГПК РФ эксперт не может участвовать в рассмотрении дела, если он находился, или находится в служебной или иной зависимости от кого-либо из лиц, участвующих в деле, их представителей. Поэтому проведение экспертизы в любом субъекте может вызвать сомнение в объективности и беспристрастности, так как он находится в структурном подчинении Федерального бюро МСЭ. Суд отказал К. в удовлетворении ходатайства, мотивируя тем, что в негосударственном учреждении, занимающимся вопросами Судебной медико-социальной экспертизы, отсутствует лицензия на проведение медико-социальной экспертизы.

______________________________________

Статья

        В настоящее время широко обсуждаются вопросы создания механизмов, направленных на обеспечение определенного уровня оказания медицинской помощи. Государство для защиты конституционных охраняемых прав граждан в области здравоохранения требует адекватных механизмов регулирования. С одной стороны, государство устанавливает перечень требований, при этом гарантирует гражданам требуемый уровень оказания медицинской помощи, с другой стороны стимулирует развитие добросовестных участников рынка медицинских услуг, при этом привлекая недобросовестные организации к юридической ответственности. Одним из механизмов, включенных в перечень требований, является лицензирование медицинской деятельности.

           Основной целью при исполнении государственной функции по лицензированию является предотвращение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровья граждан. Согласно действующему законодательству предприятия, учреждения и организации государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения могут осуществлять свою деятельность только при наличии лицензии на избранный вид деятельности.

          Федеральный закон Российской Федерации от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее Федеральный закон) защищает права граждан, их законные интересы, нравственность и здоровье, обеспечивает государственную политику в области обороны страны, безопасности государства, а так же основы единого рынка.

           Федеральным законом устанавливается единый порядок лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации, включая порядок предоставления заявления и прилагаемых к нему документов соискателем лицензии, порядок принятия решения о предоставления лицензии, а так же порядок лицензионного контроля.

          Условием для предоставления лицензии выступает соответствие соискателя лицензии требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными, правовыми актами Российской Федерации. Соблюдение этих требований лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

           Таким образом, любое медицинское вмешательство, в том числе направленное на назначение каких-либо дополнительных методов обследования, установку клинических диагнозов, назначение реабилитационных мероприятий, назначение лечебных процедур, решение вопроса трудоспособности граждан, требует наличие у учреждения, независимо от его формы собственности, лицензии на соответствующий вид медицинской деятельности.

           Кроме того, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-Ф3 «Об основах охраны граждан в Российской Федерации» необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ним риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а так же о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи. Гражданин, один из родителей или иной законный представитель лица, имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения.

           Приказом Минздравсоцразвития России от 23 апреля 2012 г. № 390-н «Об утверждении перечня определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи» утвержден перечень определенных видов медицинских вмешательств, при проведении которых необходимо добровольное согласие гражданина. В частности, в вышеуказанный перечень входят следующие виды медицинских вмешательств: опрос, в том числе выявление жалоб, сбор анамнеза; осмотр, в том числе пальпация, перкуссия, аускультация, риноскопия, фарингоскопия, непрямая ларингоскопия, вагинальное исследование (для женщин), ректальное исследование; антропометрические исследования; термометрия; тонометрия; неинвазивные исследования органа зрения и зрительных функций; неинвазивные исследования органа слуха и слуховых функций; исследование функций нервной системы (чувствительной и двигательной сферы) и т.д. Для проведения всех вышеперечисленных мероприятий в отношении гражданина, необходимо его информированное добровольное согласие, и он вправе отказаться как от медицинского вмешательства в целом, так и от отдельных его видов. Самое главное, что на проведение всех вышеуказанных мероприятий необходимо наличие лицензии, причем именно на эти виды медицинских вмешательств.

В настоящее время  во исполнение требований Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 г. № 291 «О лицензировании  медицинской деятельности» по всем субъектам Российской Федерации ведется активная работа по получению лицензий всеми структурными подразделениями учреждений медико-социальной экспертизы Минтруда России, оказывающими государственную услугу по проведению медико-социальной экспертизы.

Согласно Федеральному закону №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Постановлению Правительства РФ № 291 от 16 апреля 2012 года «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» учреждения медико-социальной экспертизы обязаны получить лицензию на основной вид деятельности. Лицензирование проводится Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

            В соответствии со ст. 60 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

           Согласно пункту 96 Приказа Минтруда России от 29.01.2014 N 59н "Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.06.2014 N 32943), вступившего в силу 20.07.2014 г.: Специалисты бюро (экспертного состава главного бюро, экспертного состава Федерального бюро), уполномоченные на проведение медико-социальной экспертизы, изучают представленные документы, проводят анализ клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных, проводят обследование получателя государственной услуги и на основе полученных документов и сведений, данных обследования получателя государственной услуги принимают решение об установлении инвалидности.

Пункт 25 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" также предписывает: Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.

            Соответственно, факт наличия у учреждения МСЭ лицензии на проведение медико-социальной экспертизы дает право экспертам проводить обследование гражданина, поскольку сама МСЭ - уже подразумевает и включает в себя эти функции - осмотр больного, опрос его жалоб и т.д.

       Из вышеизложенного следует, что служба  медико-социальной экспертизы имеет лицензию лишь на проведение медико-социальной экспертизы, а лицензии  на различные виды медицинского вмешательства не имеет.  Следовательно гражданин, обратившийся для проведения медико-социальной экспертизы имеет право отказаться как от медицинского вмешательства в целом, так и от отдельных его видов. То есть гражданин, представив в службу медико-социальной экспертизы заявление, направление на медико-социальную экспертизу и документ, удостоверяющий личность, вправе в дальнейшем отказаться от медицинского вмешательства со стороны специалистов бюро МСЭ, и в этом случае они обязаны вынести экспертное заключение по представленным медицинским документам без осмотра пациента. Более того, если гражданин отказался от проведения медицинского вмешательства, специалисты бюро МСЭ не вправе проводить опрос, сбор анамнеза, осуществлять пальпацию, перкуссию, аускультацию, тонометрию, неинвазивное исследование органа зрения и зрительных функций, неинвазивное исследование органа слуха и слуховых функций, исследование функций нервной системы и т. д.

Кроме того, следует отметить, что  степень расстройств функций организма, приводящих к ограничению жизнедеятельности, а так же необходимый перечень обследований гражданина возлагаются на медицинские организации, имеющие лицензию на соответствующий вид деятельности. Законодательно ответственность лечебных учреждений за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении, закреплена пунктом 18 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом": Организации, оказывающие лечебно-профилактическую помощь, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, а также органы социальной защиты населения несут ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

             Если при обследовании гражданина в бюро МСЭ, данные специалистов МСЭ не совпадают с данными медицинской организации, либо, когда данные медицинской организации вызывают сомнение в достоверности их, либо в случаях, требующих специальных видов обследования гражданина, в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности, степени утраты профессиональной трудоспособности, реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений специалисты МСЭ, проводившие медико-социальную экспертизу, составляют согласно пункту 97 Приказа Минтруда России от 29.01.2014 N 59н "Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы" программу дополнительного обследования. Программа дополнительного обследования может предусматривать проведение необходимого дополнительного обследования медицинской, реабилитационной организации. После получения данных, предусмотренных программой дополнительного обследования, специалисты МСЭ, уполномоченные на проведение медико-социальной экспертизы, принимают решение.

            Согласно пунктам 42-45 Правил признания лица инвалидом, утвержденных  Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95, гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Главное бюро. Решение Главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в Главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро. На основании пункта 46 Правил решения бюро, Главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством РФ.

        Предусмотренный Правилами о признании лица инвалидом порядок обжалования решений бюро медико-социальной экспертизы в системе федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы являются дополнительной гарантией для лица, не согласного с принятым решением. Предусмотренный в Правилах и других нормативных правовых актах, регулирующих деятельность учреждений медико-социальной экспертизы, порядок внесудебного урегулирования спора между сторонами по смыслу ст. 222 ГПК РФ не является основанием для оставления искового заявления без рассмотрения, поскольку гражданским процессуальным законодательством, иным Федеральным законом не установлен обязательный досудебный порядок обжалованиярешения бюро медико-социальной экспертизы, выбор способа защиты является правом заявителя. При этом Федеральным законом не установлено запрета на одновременное обжалованиерешений бюро МСЭ в вышестоящие бюро и  в суд.

           Ст.41 Федерального закона от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ «О государственной экспертной деятельности в РФ» установлено, что в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться в негосударственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными познаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами. На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в части первой настоящей статьи, распространяется действие статей 2, 4, 6-8, 16 и 17, части 2 статьи 18, статей 24 и 25 настоящего Федерального кодекса. Определением Конституционного суда РФ от 21.02.2008 г. №96-0-0 отмечено, что хоть законодатель и возложил право проведения медико-социальной экспертизы и признание лица инвалидом на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы, решения указанных учреждений могут быть обжалованы в суд, который в ходе установления обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, вправе использовать все предусмотренные гражданским процессуальным законодательством способы получения доказательств, в т.ч. назначение экспертизы (и не ограничил их назначение только в учреждениях ФГУ МСЭ).

Все Главные бюро МСЭ субъектов РФ непосредственно подчиняются Федеральному бюро МСЭ, в то время как в силу требований ч.1 ст.18 ГПК РФ эксперт не может участвовать в рассмотрении дела, если он находился, или находится в служебной или иной зависимости от кого-либо из лиц, участвующих в деле, их представителей. Поэтому проведение экспертизы в любом субъекте может вызвать сомнение в объективности и беспристрастности, так как он находится в структурном подчинении Федерального бюро МСЭ. При этом, при назначении судом проведения Судебной медико-социальной экспертизы в негосударственном учреждении, суд должен учитывать, что согласно Приложению Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" (с изменениями и дополнениями),  Судебная медико-социальная экспертиза по материалам гражданских дел не включена в  Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, соответственно не подлежит лицензированию. То есть, если данное негосударственное учреждение занимается только экспертизой по материалам гражданских дел, не берет на себя функции МСЭ (установление инвалидности, разработка индивидуальной программы реабилитации, установление степени утраты профессиональной трудоспособности и т.д.), а также не проводит различного вида медицинских вмешательств,   то необходимость лицензирования данного учреждения отпадает.

Наличие лицензии необязательно, если судом указаны конкретные эксперты, которые будут проводить экспертизу. В соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.04.2009 N 210н "О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации" эксперт в данном случае должен иметь сертификат специалиста по медико-социальной экспертизе. То есть, исходя из  ч. 2 ст. 79 ГПК РФ такой эксперт является независимым экспертом вне службы МСЭ и может привлекаться судом для проведения судебной экспертизы в рамках гражданских процессов.

Не обоснованы требования судов при назначении судебной медико-социальной экспертизы и наличия лицензии по судебно-медицинской экспертизе. Согласно Определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 16 сентября 2004 г. № КАС04-451 судебно-медицинская экспертиза по материалам  уголовных и гражданских дел не создает угрозу жизни и здоровья людей, поскольку не является медицинским вмешательством, в связи с чем не подлежит лицензированию. 

         Таким образом, назначение судами проведения Судебной медико-социальной экспертизы негосударственному учреждению, не осуществляющему функции учреждения МСЭ,  а занимающемуся только Судебной медико-социальной экспертизой по материалам гражданских дел и не подлежащему лицензированию, либо конкретному эксперту (экспертам), обладающему специальными познаниями в области медико-социальной экспертизы, имеющему сертификат по медико-социальной экспертизе, обуславливает конституционное положение об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ), а также согласно ст. 12 ГПК РФ, обязывает суд по каждому делу обеспечивать равенство прав участников судебного разбирательства по представлению и исследованию доказательств и заявлению ходатайств.


 
Журнал "Правовые вопросы в здравоохранении" №10 2014г.

 

Любое копирование и размещение информации на сторонних интернет-ресурсах возможно только при установке прямой индексируемой текстовой ссылки на www.advokat-danilova.ru, в прочих сторонних источниках - только с письменного разрешения адвоката Казанцевой (Даниловой Ю.И.). По этим вопросам необходимо обращаться по адресу  Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .
Любые нарушения будут рассматриваться и преследоваться согласно статье 146. Уголовного Кодекса РФ "Нарушение авторских и смежных прав".